Приход Ростислава Держипильского ознаменовал во Франковском драмтеатре восстановление гастрольной и фестивальной жизни. Впервые за историю существования, состоялись спектакли за океаном. «Сладкую Дарусю» увидело пять городов США, 3 города Канады и Европа. Руководство Держипильского принесло областному музыкально-драматическому театру Франка статус «академического», пишет frankivsk-trend.in.ua.
Театральный новатор
Держипильский стал известным общественности как режиссер-новатор. Он знает, как с помощью новейших средств выражения перевоплотить традиционный национальный театр. Его спектакли никогда не остаются без внимания и вызывают среди профессиональных театральных критиков еще тот резонанс.
Когда господин Ростислав заступил на пост директора Франковского драмтеатра, сосредоточил пристальное внимание на репертуаре и обновлении уже текущей афиши спектаклей. Ориентиром для гения служат лучшие образцы классической, современной европейской и украинской драматургии.
Держипильский проводит активную кадровую реформу в театре, привлекает квалифицированных специалистов различных профилей, приглашает к сотрудничеству известных украинских режиссеров. Его кропотливая работа принесла Франковскому драмтеатру статус «академического». Среди самых популярных спектаклей: «Сладкая Даруся», «Нация», «Театр».

Немного биографии
Родился Ростислав в семье учителей 7 октября 1957 года в Косове Франковской области. Будущий театральный гений закончил Косовскую среднюю школу №1 с золотой медалью. Во Львовском национальном университете Франка учился на историческом факультете. В период с 1992 по 1998 получал образование во Львовском высшем государственном музыкальном институте им. Н. Лысенка на актерском отделении. Получил квалификацию «актера драмы и кино».
Был актером драмы в Ивано-Франковском областном музыкально-драматическом театре Франко с 1998 по 2000 годы. Следующий год посвятил преподаванию театрального искусства в детской школе искусств №23 Прикарпатского государственного университета им. С 2001 по 2008 был актером драмы в Киевском театре «Свободная сцена» и Ивано-франковском облмуздрамтеатре Франка.
С 2003 по 2017 преподает актерское мастерство в Прикарпатском национальном университете Стефаника. С 2008 занимает должность директора Ивано-Франковского областного музыкально-драматического театра Франка. Уже в первые два года под его руководством было реализовано шестнадцать новых спектаклей.
С 2015 стал директором Всеукраинского открытого фестиваля сценических искусств «Время театра». С 2016 является генеральным директором Международного фестиваля актуального искусства «PORTO FRANKO». В том же году начал занимать должность заместителя Председателя Национального союза театральных деятелей Украины, руководителя направления региональной политики НСТДУ.
Ростислав Держипильский является народным и заслуженным артистом Украины, лауреатом Шевченковской премии в «Театральном искусстве» за «Энеиду», «Гамлета», «Оскара и Розовую Даму». В 2020 стал кавалером ордена «За заслуги» третьей степени. Режиссер был награжден медалью «За заслуги перед Прикарпатьем». Является лауреатом премии им. Виталия Смоляка в области театрального искусства и др.

Деятельность режиссера во время войны
Ростислав Держипильский — креативная и творческая личность, которая умеет найти выход из разных ситуаций. Особенно, в отношении работы театра при непредсказуемых обстоятельствах.
С конца февраля прошлого года в театре Франка открылось «Движение сопротивления — движение помощи» и гуманитарный логистический центр. Под руководством Держипильского известные актеры и режиссеры каждое утро оказывали помощь перемещенным лицам, а по вечерам играли для них самые популярные, за последние десять лет, спектакли.
Во время тревоги действо проводятся в бомбоубежище. Драмтеатр Франка активно сотрудничает с театрами на юге и востоке. Господин Ростислав утверждает, что театр сейчас выполняет очень важную функцию украинизации общества.
Хотя за год войны градус помощи в театре немного упал, волонтерская работа в фойе не прекращается. Постепенно, Держипильский готовит своих актеров и хореографов больше концентрироваться на своей главной работе.
Когда Франковск увеличился на 140 тысяч переселенцев, по словам режиссера, они стали потенциальными зрителями театра. Для многих этих людей спектакль — возможность отвлечься, успокоиться, вылечить душу.

Выбросить все российское
Режиссер и директор драмтеатра во Франковске уверяет, что дерусификацию нужно начинать с самих себя, с мыслей, душ. Он выбросил из театрального репертуара восемь российских спектаклей, хотя одним из любимых авторов Держипильского является Достоевский. Господин Ростислав давно мечтал поставить «Идиота». Впрочем, от идеи отказался.
Признается, что сам был поражен бациллой «великого искусства» и часто спрашивал своих студентов, как можно не знать и не любить Толстого, Достоевского? В то же время к своему, украинскому, отношение было довольно равнодушным. Но 24 февраля у режиссера, как пелена с глаз спала. Он уверен, что нужно непременно убивать в себе москаля. Массовые убийства, изнасилования и издевательства над украинцами делят все на черное и белое, без полутонов.
Гениальности Леси Украинки, Стефаника, Винниченка хватит для исследования и взгляда по-новому. Кроме того, есть замечательная европейская литература. Режиссер анонсировал свое новое творение уже летом. Он представит совершенно новую для зрителя Лесю Украинку — необычную, феерическую и веселую. Спектакль будет называться «Леся Украинка. На поле крови». Жанр — метаморфозы души. Роли розданы, а новая сцена-граница готовится представлять действо.
Держипильский признается, что с началом войны задумывался, нужен ли театр кому-то? Если нужен, то каким он должен быть? Уместна ли будет комедия, когда вокруг убийства, плач и страдания? Интересна ли будет драма и трагедия, когда, куда ни глянь, их полно? Режиссер понял, что нужны все жанры. На критику, относительно комедии во время войны, отвечал, что нам не нужна больная нация. Театр, смех и комедия — лучшее лекарство, чтобы освободить голову и немного отвлечься.

Спектакли на улицах и в горах
Ростислав Держипильский — мастер удивлять театральную публику. Когда все сидели на ковидном карантине, режиссер признается, был растерянным. То, ради чего жил вдруг начинало разрушаться. Театр — место общения со зрителем. А как общаться на карантине?
Когда эмоции притихли, пришло понимание, что все сейчас живут в гаджетах и телевизоре. Ростиславу Держипильскому пришла идея бежать из «красной зоны» на открытое пространство. Труппа начала проводить спектакли в городках, селах. Когда в театре происходит перерыв между сценами, то гасят свет. На улице, в такие моменты, режиссер поднимал глаза к звездному небу и как будто погружался в вечность. Безграничность неба в театре невозможно переиграть.
Режиссер уверен, его коллективу сейчас уже ничего не страшно, после того, как играли «Ромео и Джульетту» между зонами дислокаций и в крепкие морозы.
На День Независимости 2022 Держипильский удивил всех проектом «Бой за Украину». Драмтеатр, несмотря на все трудности, провел спектакль на горе Поп Иван. Сначала планировали привлечь Президентский оркестр. Не смогли и сделали адаптированный вариант. Впрочем, событие имело более символический характер: во время войны на самой высокогорной местности Украины звучали повстанческие песни, молитва за убитых, «Аве Мария», стихи Шевченка и Стефаника, гимн Украины. На Черногоре погода меняется очень быстро. Держипильский уверен, что такая небольшая жертвенность актеров является одним из кирпичиков к нашей Победе.
До войны на Черногоре труппа представляла еще два спектакля: «Энеиду» и «Нацию». Для господина Ростислава театр — мистическое действо, связанное с Божьими силами. Он считает, что это своеобразное освящение для актеров. В спектаклях Держипильского много сакральных, духовных, аутентичных песен, традиционного духовного пения. Режиссер уверен, что через его спектакли добавляется силы всей нации.