Музыкальное творчество на Гуцульщине

Не одной колоритной одеждой и традициями славится Гуцульщина.

Музыка гуцулов издавна отличалась необычными мелодиями, которые мы могли слышать в коломийках, обрядовых и бытовых песнях этого края, пишет frankivsk-trend.in.ua.

Это был необычный и своеобразный жанр, присущий Гуцульщине и дополняющий их культуру и искусство.

Какова была музыка гуцулов и чем она отличалась от других, мы узнаем в этой статье.

Начало распространения музыкальных произведений в Гуцульщине

Еще в 16-17 веке среди населения начали распространяться песни, исполнявшиеся на свирели, дрымбе, трембите и под которые гуцулы танцевали свои народные танцы, такие как “Коломийка”, “Гуцулка”, “Казачок”.

Уже к середине 19 века такие песни начали распространять народные исполнители: в домах при гостях, в долинах во время выпаса скота, на торгах и ярмарках в разных местах – Косово, Надворная, Коломыя и т.д. В каждом уголке можно было услышать гуцульские песни, коломыйки, напевы. Что интересно, что каждая из этих песен сопровождалась сразу танцем, что придавало еще большей атмосфере то в горной долине, то на ярмарке. У гуцулов была всегда одна цель – передавать своему роду пение и музыку, чтобы эта культура процветала спустя еще несколько веков.

Уже с середины 19 века народные песни Гуцульщины начали собираться и распространяться другими музыковедами. В середине 19 века уже были известны первые записи народных песен и пляски, которые люди могли слушать никогда и за пределами этого края.

Иосиф Роздольский был первым, кто записал на фонограф мелодии, а привел в порядок их композитор Станислав Людкевич. Даже Иван Франко также внес вклад в гуцульское искусство: он постоянно собирал материалы о народном творчестве опришков и даже записывал в разных вариантах мелодии известной песни о Довбуше — «Ой под рощу зелененькую». Когда известный украинский композитор Николай Лысенко послушал гуцульскую и дрогобычскую версию мелодий от Ивана Франко до песни о Довбуше, то понял, что у мужчины хорошо получается и записал от него еще 5 песен.

В то время очень известны были песни именно о опришках, которые находились на территории Гуцульщины определенный период. Исследователь и ученый Филарет Колесса вспоминал, что именно народные песни сохранили память об опришках и даже не вышли за пределы Гуцульщины. Лишь песня о Довбуше вышла за пределы территории только из-за своего нетипичного того времени содержания: смерть парня из-за женщины-предательницы.

Коломийки

Коломийки были и остаются одними из самых известных народных гуцульских песен.

Первые сведения об этих песнях упоминаются еще в 17 веке. Считают, что название происходит от города Коломыя на Ивано-Франковщине, где впервые и прозвучала такая песня. Коломыйками считались коротенькие песни, обычно выступавшие за припевки и такой разогрев до танца.

Содержание таких песен было разнообразным: часто в них воспевалось о сетованиях на тяжелый труд, солдатчину, бедность, эмиграцию и другие веские на то время проблемы общества. Также в Коломийках пели и об отношениях, любви, переживания и настроения. Все зависело от настроения исполнителей: это могли быть коломыйки — ухаживания, коломыйки-возмущения, коломыйки-сватовства и т.д. То есть какой-то одной определенной тематики в этих песнях не было, они всегда переплетались с разными жизненными ситуациями и иногда люди их составляли сразу на ходу.

Интересен тот факт, что о Коломыйке знали не только гуцулы, но и поляки и евреи. Исследователи сравнили и нашли родство между коломыйками и сербскими «кругом», словенскими и словацкими «каламайками» и чешскими «доколочками».

Гуцульские инструменты, дополняющие народные песни

Если в других местностях для написания песен использовали гитару, фортепиано, аккордеон, то в Гуцульщине были свои особые музыкальные инструменты, без которых не обходилась ни одна мелодия к песне.

Трембита

Трембита является самым известным гуцульским музыкальным инструментом и признана самым длинным инструментом в мире. Несмотря на свой размер, трембита очень легка, однако научиться играть получается на этом инструменте не у каждого. Она издает сильный и протяженный звук, который можно услышать на расстоянии 10 км. Не раз можно было наблюдать за зрелищем, как мужчина, одетый в народную гуцульскую одежду, стоит среди гор и играет на трембите, а рядом с ним стоит женщина и поет песню. Издавна и поныне трембита принимала участие во всех событиях жизни гуцулов: ее мелодию можно было услышать на дне рождения, свадьбе, во время выгона скота, похорон и т.д.

Сейчас таких инструментов остается все меньше, потому что изготовление трембита является хлопотной работой и занимает очень много времени, а настоящих хороших мастеров этого дела осталось совсем мало.

Цимбалы

Цимбалы распространились по Украине в 17 веке. Без них, как и без трембита, не обходилась ни одна песня. С виду это плоский музыкальный инструмент, издающий приятную мелодию при постукивании по струнам специальными палочками. Чаще всего мелодию цимбал можно было услышать как самостоятельный аккомпанемент для песен или танцев. Даже сегодня цимбалы можно услышать на гуцульских праздниках или фестивалях.

Дрымба

По-другому этот музыкальный инструмент называли еще «варганом».

Дримба считается одним из древнейших музыкальных инструментов. Даже археологи Прикарпатья во время раскопок находили такой варган, который принадлежал еще иногда неолита.

Дримба отличается от предыдущих музыкальных инструментов тем, что может иметь разную тональность, но звучит только тогда, когда музыканты используют рот и нос. Игру на этом инструменте музыканты сравнивают с медитацией, поэтому с древних времен дримбу считали принадлежностью мольфаров и колдунов.

Ходят слухи, что вибрации, которые издает инструмент, обладают лечебными свойствами, положительно влияющими на здоровье людей.

Колесная лира

Хотя этот музыкальный инструмент пришел к нам из Европы, однако популярность приобрел именно на Гуцульщине. В Европе такая колесная лира играла только во дворах богатых правителей. Очень интересным методом этот инструмент издает мелодию: специальное колесо вращается вручную музыкантом, цепляется за струны и возникает звук. У музыкантов был свой секрет: чтобы звук был более смягчен и кротким, они обрабатывали струны воском.

Одновременно с вращением колеса музыкант также может перебирать струны пальцами, чтобы получить различные мелодии. Обычно колесную лиру сочетали с кобзой, тогда выходил идеальный музыкальный тандем, однако в отдельности они тоже красиво звучали.

Однако, не все могли овладеть таким специфическим музыкальным инструментом, из-за самой техники игры он ненадолго задержался среди популярных народных инструментов Гуцульщины.

Гудок

Кто не видел никогда этого музыкального инструмента, то может подумать что похож он на свирель.

Однако гудок является струнным инструментом, который ставили на колени или прижимали к груди как скрипку. Гудок изготовляли из дерева и натягивали всего три струны. Для игры использовали смычки. Музыкальный инструмент имел 4 размера, соответственно называли его по-разному – гудочек, гудок, гудило, гудище.

Экземпляров такого интересного инструмента осталось совсем мало, потому что «ненавистники культуры» в 17 веке безжалостно уничтожали все, что связано с культурой.

Однако со временем, на замену гудку пришел новый, всем известный инструмент – скрипка.

Гуцульские мелодии песен и сами песни создавались на протяжении веков. К этой творческой работе приложили руки народные музыканты, композиторы, любители музыки и простой народ. Сами гуцулы не знают всех имен талантливых людей, которые оставили после себя такое музыкальное наследие.

Однако интересно наблюдать за тем, что коломийка, игра на трембите и народные танцы гуцулов все еще можно увидеть на фестивалях, праздниках и свадьбах. Потомки продолжают беречь и популяризировать то, что оставили им еще предки с 16 века.

Comments

.,.,.,.