10 интересных фактов о съемках фильа «Тени забытых предков»

Фильм «Тени забытых предков» стал экранизацией одноименной повести Михаила Коцюбинского. Основой стала история, которую писатель услышал в селе Кроворовня. Режиссером киноленты стал Сергей Параджанов, который, собственно, вместе с распорядителем закарпатских сказок Иваном Чендяевым, написал сценарий. Работа над кинолентой длилась с весны 1963 года до осени 1964 года. Как фильм сумел дотронуться до сердец зрителей не только в Украине, но и за далеко за ее пределами? Оказывается, чтобы создать настоящий шедевр, не нужно миллионных бюджетов, знаменитых актеров и вульгарных эротичных сцен, пишет frankivsk-trend.in.ua. Возможно, особенности съёмок фильма откроют нам тайну успеха? 

«Тени забытых предков» не продублировали русским языком

Когда-то все фильмы дублировали русском. Однако Сергей Параджанов очень долго убеждал советских киночиновников оставить украинский диалектный язык, чтобы дублирование не портило настоящего колорита этой местности.

Сергей Параджанов во время съемки фильма отказался от проживания в отеле

Сейчас хата, в которой он временно проживал, является музеем о фильме. Параджанов пытался показать миру настоящих гуцулов, потому тратил очень много время на изучение карпатских традиций и верований. Ради этого он зачастую был гостем на тамошних крестинах, свадьбах и похоронах.

Музей кинофильма «Тени забытых предков». Фото: Йо Верховина

Звуковое наполнение фильма

В киноленте можно услышать колядки, щедровки, веснушки, причитания, свадебные песни и другие обрядовые песни. Режиссер ленты Сергей Параджанов считал, что колорит западноукраинских земель сумеет передать лишь музыкант из этой местности. Среди претендентов на эту должность были Николай Колесса и Анатолий Кос-Анатольський, но композитором фильма стал Мирослав Скорик. Музыкант был в восторге от работы на съемочной площадке. Песенник рассказывал, что Параджанов даже возил гуцульские ансамбли в Киев, чтобы записать чистый звук в павильоне. В пределах съемочной группы долго обсуждали, как режиссер едва поместил в пассажирский салон самолета 10 трембиты, чтобы в столице записать чистый звук игры. В целом, в фильме можно услышать мелодии многих музыкальных инструментов: трембиты, дримби, свирели, козы (разновидность волынки), флояры (разновидность флейты).

В кинотеатрах, через сцены с обнаженной Палагной, фильм демонстрировали лишь для лиц, старше 16 лет

Съемка кадра обнаженной Палагны. Фото: Википедия 

Создание атмосферы загробного мира

Ради хорошего кадра съемочная группа неоднократно делала, казалось бы, странные вещи. Например, чтобы передать зрителям атмосферу потустороннего мира, серебристым цветом раскрасили не только лицо актеров, но и листья деревьев. 

За рубежом фильм назывался «Огненные кони»

Европейское сообщество не поняло бы прямой перевод с украинского, поэтому французы, какие первые показывали «Тени забытых предков» дали такое название через яркие кадры с красными конями в начале кино. Интересно, что украинцы даже не догадывались, что фильм «Огненные кони», которого так бойко обсуждали в Европе, это их отечественное кино.
Вероятнее всего в СССР фильм не запретили лишь через его популярность за границей. Лента получила 39 международные кинонаграды, 28 призы на кинофестивалях, из которых 24 гран-при. За это фильм вошел в Книгу рекордов Гиннесса.

Французская афиша фильма «Тени забытых предков». Фото: Amazon 

Оператор фильма Юрий Ильенко вызвал Сергея Параджанова на дуэль

На съемочной площадке не всегда господствовала согласованная и плодотворная атмосфера. С первого дня съема, режиссер ленты Сергей Параджанов и оператор Юрий Ильенко не могли достичь взаимопонимания. Творческие личности не хотели сотрудничать. В конечном итоге Сергей Параджанов написал телеграмму директору Киностудии им. Александра Довженко Василию Цвиркунову, в которой требовал выгнать «оператора-янычара». В ответ обижен Ильенко вызывал режиссера на дуэль. Они согласовали время и расстояние, выбрали гуцульские пистоли. Однако накануне поединка ливень разрушил мост через реку Черемош, поэтому художники не сумели добраться до места поединка.

Участие местных гуцулов в съемках фильма

Местные гуцулы снимались в массовке и помогали как можно лучше передать все обряды и атмосферу карпатских праздников. Бурные обсуждения среди крестьян вызывала сцена, в которой на шею Ивана и Палагны надевают иго. В действительности такой традиции гуцулы не имели, потому им очень не понравилась такая идея. Режиссер решил прибавить в киноленту символизм, то есть продемонстрировать, как молодые, как будто волы, вместе будут тянуть иго собственного брака.

Советские киночиновники назвали сцены в церкви религиозной пропагандой

Сначала снимали в Кроворовня, в церкви Рождества Пресвятой Богородицы, но киночиновники назвали эти кадры религиозной пропагандой через чрезвычайно красивую отделку храма внутри. Поэтому сцены в церкви, пришлось переснимать в киностудии имени Довженко, однако зрителям все-таки продемонстрировали эту церковь извне.

            Кадр из фильма: съемка сцен в киностудии имени Довженко. Фото: Украина невероятная

 Первая в СССР акция протеста интеллигенции против советской власти на премьере фильма «Тени забытых предков»

Это произошло 4 сентября 1965 г. в кинотеатре «Украина» в Киеве.

Когда на сцене с торжественной речью выступала съемочная группа, неожиданно для всех, слово взял Иван Дзюба, который осудил массовые аресты творческой молодежи. Его речь не сумели заглушить даже сирены, которые, очевидно, преднамеренно включили. Василий Стус и Вячеслав Чорновил сразу же поддержали речь Дзюбы. Стус призывал подняться из мест всем, кто против террора и диктатуры. Из всех зрителей зала, поднялось около 50 лиц. В этот вечер никого из оппозиционеров не задержали, но советская власть сделала «предупреждение». Василия Стуса выгнали из аспирантуры Института литературы имени Тараса Шевченко НАН, Ивана Дзюбу освободили из работы в редакции «Молодежь» и также выгнали из аспирантуры Киевского педагогического института, Вячеслава Чорновила освободили из редакции газеты «Молодая гвардия». Впоследствии все они, через «инакомыслие» отбывали наказания в суровых советских тюрьмах. Несмотря на то, что для режиссера фильма эта акция протеста оказалась неожиданностью, он поддержал ее. В конечном итоге Сергей Параджанов также отбывал срок и испытал преследование даже в своей родной Грузии. 

Comments

.,.,.,.